37 197 персоналий
Расширенный поиск

Константин Станиславский

"Чувство зафиксировать нельзя."

"Не верю!" - авторство этой фразы известно даже ребёнку. А помните афоризмы: "Театр начинается с вешалки" или "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве." Конечно же, это знаменитые изречения Константина Сергеевича Станиславского.

Мало кто знает, что его настоящая фамилия - Алексеев. Он рос в большой семье - девять детей. Родители его были обеспеченными людьми, промышленниками, специалистами по изготовлению канители - тончайшей золотой и серебряной проволоки для парчи. Они не жалели денег на образование детей. Нередко устраивали спектакли своими силами. Впервые Костя выступил именно на домашней сцене. Юношей Константин с головой ушёл в семейный бизнес, но при этом всегда играл на сцене в самодеятельности. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили и оперетты. Но со временем актёрство перестало его волновать, и молодой человек обратился к теории сценического искусства: режиссёрским приемам, реквизиту, работе со светом, звуком, ритмом. Об этом подробно рассказывает программа «Константин Сергеевич Алексеев, также известный как Станиславский», которую вы можете посмотреть на нашем сайте.

"Хорошие декорации для любителей - спасение, - критиковал он. - Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя." Вскоре состоялась встреча Станиславского с Немировичем-Данченко. Сами они называли это свидание не иначе как "Первый момент основания театра". Постепенно был заложен фундамент современной науки о театре, создана школа, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма, так называемая Система Станиславского. Он всегда пытался усовершенствовать актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Много работал с молодёжью, чтоб испытать свою систему. По его словам, "актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным. Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому актёр не должен задействовать чувства, переживать, а только выполнять определённые физические действия. Иногда переживание родится само собой, а действие не выродится в наигрыш."

После революции 1917 года спектакли Станиславского приобрели социальную заострённость. Он ставит "Горячее сердце" Островского, "Бронепоезд 14-69" Иванова. Об этих годах творчества рассказывает документальный фильм «Великие имена России. Константин Сергеевич Станиславский». Он был верен своему делу до самой смерти, обучал актёров на дому своему методу психо-физических действий. Он написал книгу "Моя жизнь в искусстве" и успел отправить в печать первый том "Работы актёра над собой", которая была издана посмертно.